10 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге на базе химико-биологического кластера ИТМО прошел III Санкт-Петербургский химический турнир. Наша команда «Вектор» приняла участие в турнире.
Современная жизнь ставит перед нами множество нестандартных задач. Стремительно развивающееся информационное общество запрашивает у школы выпускника мобильного, инновационно мыслящего, способного эффективно работать и в команде. Химический турнир - это командно-личное соревнование среди учеников 8-11-х классов по решению химических кейсов — задач из области химической науки и технологии, заведомо не имеющих точного решения. Процесс поиска решения формирует умение выдвигать научную гипотезу и отстаивать ее в ходе дискуссии, а также требует от участника широкого кругозора и нетривиального подхода к решению задачи.
Химический турнир – это интеллектуальное, творческое, познавательное и очень увлекательное состязание, в котором учащиеся демонстрируют умение решать сложные, нестандартные химические задачи или современные научные проблемы, доказывать свою правоту, убедительно представлять свои решения и отстаивать их в научных дискуссиях – химических боях. Турнир по своей форме не является ни олимпиадой, ни конференцией, хотя сочетает в себе черты и того, и другого.
Задачи турнира носят «открытый» характер, то есть, в отличие от олимпиадных заданий, у них нет заранее продуманного решения. По тематике задач часто можно найти большое количество различной литературы, но найти прямой ответ, как правило, невозможно. А для некоторых задач автор и сам не знает, какое решение должно быть, существует ли оно вообще, или решение может быть каким-то фантастическим! С момента публикации (за 1-2 месяца до турнира) и до начала турнира команды решают задачи, требующие длительной подготовки, составляют презентации. Таким образом, всё вышеперечисленное позволяет приблизить процесс работы над задачами к научной деятельности: создание теоретической базы на основе литературных данных и консультаций со специалистами, выдвижение собственной концепции, её осмысление и обоснование, критическая проверка и обсуждение в команде, проведение экспериментов, подготовка и представление доклада.
В команде обычно 5-6 участников и руководители. В данном случае важны не только способности отдельного человека, но и умение людей работать в творческом коллективе, совместно решать задачи. Турнир учит школьников работать в команде.
На турнире участники могут выполнять различные роли. Но основных ролей четыре:
1) докладчик – представляет решение задачи команды;
2) оппонент – представляет краткую характеристику решения, высказывает замечания к докладу или докладчику, ведёт дискуссию с докладчиком, делает вывод о степени решённости задачи;
3) рецензент – оценивает выступление докладчика и оппонента, а также отмечает основные недостатки доклада и оппонирования;
4) наблюдатель – имеет право задавать вопросы.
При этом за один бой каждая команда оказывается в каждой из этих четырёх ролей.Во время участия в турнире происходит тесное общение со сверстниками, которые во время боев выступают в разных ролях. Школьники не только узнают что-то новое, но и учатся грамотно вести полемику, участвовать в дискуссиях.
В подобных мероприятиях наши ребята еще не участвовали. Это была первая проба сил. Мы узнали много интересного, познакомились с работой других учащихся.