Александр Павлович Румянцев

Школа № 4

им. Александра  Павловича Румянцева  

Здравствуйте!

Вы зашли на сайт МБОУ "СОШ № 4" г.Пикалёво им. А.П.Румянцева.

Материалы здесь самые разные, но все они вращаются вокруг одной основной темы -

"Наша любимая школа и мы в ней". Мы очень рады всем нашим гостям.

Добро пожаловать!

Александр Павлович Румянцев

 

Народный учитель

 

 

Устремляясь в будущее, обращаемся к прошлому, наводим мосты между поколениями, ищем источник вдохновения и поддержки в нашей недавней истории. Время так быстро летит, всё так стремительно меняется. Важно сохранить лучшее, не растерять выносливости и боевого запала старых учителей, которые помнят его – Народного учителя СССР Александра Павловича Румянцева – основателя и бессменного директора Пикалёвской 4-й в течение 40 лет.

 

17 января 2013 года ученики и педагоги подготовили и провели классные часы, посвящённые этому уникальному человеку. Рассказали о его детстве, семье, работе. Показали фильм. Затаив дыхание, мы смотрели его, соприкасаясь с историей своей школы, многие не могли сдержать слёз.

В день его рождения пришли гости, среди них были руководители нашего района, города и образования: С.Ф. Мухин, С.В. Вебер, Е.Г. Васильева, а также представитель депутата ЗакСа М.Н. Волкова. В.Е. Загарских представил выставку своих фотографий в обновлённом кабинете технологии.

 

По очереди обращались к гостям и учителям школы бывшие одноклассники, а ныне завуч Н.Н. Демина и тренер-преподаватель А.В. Суков, призывая их вспомнить о былом. И полились воспоминания. Т.В. Николаева прочла юбилейный монолог Александра Павловича – обращение его к учителям, ведь она сопровождала его в работе как учитель и завуч многие годы, а потом приняла от него эстафету, возглавила школу. И теперь, готовя к выпуску 11-е классы, ей, как старейшине, принадлежит право соединять поколения, укреплять традиции мудростью и опытом – и своим, и Александра Павловича.

 

Н.В. Петрова (возглавляла гороно): «Чтобы оценить настоящее, надо заглянуть в прошлое. В лихие 90-е всё приходило в упадок, финансирования не хватало, притока кадров не было. Огромный поток информации шёл на все управленческие структуры: школе потребовались устав, лицензирование, аттестация, аккредитация. Александр Павлович, пользуясь огромным управленческим опытом, первым положил мне на стол Устав школы. Честь и хвала Александру Павловичу, что справился со всеми заданиями, оставил высокую творческую планку, ценил учителей, любил учеников, за каждого переживал, умел общаться со спонсорами».

 

Г.К. Эдельман (учитель литературы) прочла стихотворение В.Д. Минина «Голова всему – любовь» о А.П. Румянцеве, а потом вспоминала его уроки и сказала: «Школа – это не только здание, это направление, это дух. Мы – звенья целого. Всё хорошее, доброе, лучшее, что он нам задал, сохранится в нас».

 

Ю.В. Забалуева (1А) прочитала отрывок из её презентации на конкурсе «Учитель года-1998» «Разговор с директором школы»:

 

Был труден, радостен мой путь.

Судьба шалила лишь порой со мною.

И я всего достиг: детей я вырастил, ращу теперь вот внуков.

Родную школу берегу, хочу, чтоб в 21-м веке

Всё мудро и красиво было в человеке,

Земля б жила, мой ученик творил добро,

Дарил бы миру радость, да иногда бы добрым словом

Вспоминал меня.

Как быстро годы пролетели.

Уж седину навеяли метели, в былое вглядываюсь я.

А жизнь-то прожита не зря.

То, что начертано судьбою, мне кажется,

Всё выполнено мною.

Живу, любя весь мир, детей…

 

М.И. Базарова – директор школы имени А.П. Румянцева – сказала, что сейчас один из счастливейших периодов в её жизни, когда она начала работу в понимающем, сплочённом коллективе с богатыми традициями, и надеется, что ей помогут его профессионализм и энтузиазм. Она пригласила учителей на сцену исполнить песню «Надежда». Общая фотография на память – и гости пошли осматривать музей А.П. Румянцева.

 

Лариса Александровна – дочь: «Спасибо за память о папе. Муж, отец, дед, прадед – семья для него была все – две дочери, внук, внучка, пять правнуков. Диалог с ним продолжается всю жизнь. Я каждый день с ним советуюсь, с папочкой общаюсь. Вспоминаю, как говорил мне: «Ты не себя показывай, а иди людей смотри. Себя ты покажешь, а людей посмотреть можешь и не успеть». Боготворил школу, любил школьные котлеты, пироги. Однажды поехали отдыхать в Сочи, а папе приснился сон: школа горит. Тут же собрались и вернулись с середины отпуска».

 

С.В. Семенова знает Александра Павловича с семи лет: «Вся его жизнь – это добро, делать добро людям. Счастью не было конца, когда попала работать к нему в школу. Работалось под его руководством приятно, легко, безмятежно, спокойно. В первом классе учила Таню Румянцеву. Как родитель он был великолепен: не требовал никакого особенного внимания к его дочери. Некоторые ученики и тогда прогуливали уроки, он тщательно за ними следил: ходил даже домой к ним и приводил в школу. У него были свои методы работы с этими учениками, школу они закончили все. Вспоминаю, как в день похорон кто-то положил букетик полевых цветов, среди которых голубели цветочки цикория, пронзительно напомнившие мне голубые глаза Александра Павловича».

 

Л.Н. Николаева – учитель истории: «Когда я была пионервожатой, директор следил за моей работой и управлял незаметно, как бы давая советы. В год 65-летия пионерской организации (1987) наша правофланговая дружина имени Нины Кукаверовой получила право участвовать в параде на Дворцовой площади. Он купил мне пионерскую форму, и мы поехали на парад вместе: Александр Павлович шёл впереди колонны».

 

З.А. Гришина – председатель Совета ветеранов: «Александр Павлович очень любил свой педагогический коллектив и всегда стоял на защите своего учителя, даже в случаях, когда учитель был не прав. Но ни ученикам, ни родителям даже вида не подаст, что учитель не прав. Был мудрым руководителем, любил людей, поэтому ему многое удавалось сделать. Часто посещал уроки, но не разбирал их, только покажет палец – значит, всё хорошо. И ещё: он всегда очень переживал, если кого-то задел словом».

 

Г.В. Носова – директор детсада №9 – вспоминала, как на выездном семинаре-практикуме в Озерево после напряжённой работы Александр Павлович пел свою любимую песню; Л.И. Гришкина – директор школы №3 – как директор совхоза «Пикалёвский» А.А. Троянов рассматривал вручение грамоты А.П. Румянцеву как исторический момент своей жизни; Л.В. Громова – председатель нашего профсоюза – отметила его дипломатический талант, а зам. директора по воспитательной работе М.И. Милиневич – чувство юмора и психологическое здоровье. Учитель истории Л.В. Евсеева с благодарностью вспоминает его способность каждому сказать, что он – лучший.

 

Татьяна Александровна - дочь: «В этой школе витает дух папы. Мне очень повезло с родителями, это такое счастье – получить в наследство школу имени папы. Надеюсь, что этот дух поможет вам с удовольствием ходить на работу».

В день рождения Александра Павловича ученики несли гвоздики и розы к его портрету под неизменным приветствием «Здравствуй, школа!», на которое он ежедневно отвечал: «Здравствуй, родная!»

 

Взгляд из прошлого

 

Худенький, маленького роста, голубоглазый мальчишка, прихватив пару картофелин, идёт тёмным морозным утром 1939 г. девять километров пешком, а навстречу дует студёный ветер. Может, он останется в парковой школе ночевать на полу у печки вместе с другими ребятами из Зиновьей Горы. А, может, он проделает такой же путь домой и будет ждать праздника – прихода его горячо любимой бабушки Александры. А, может, будет встречать своего ласкового отца и ждать, когда он вернётся с военной службы на железной дороге и принесёт ему – единственному мужичку – и четырём сёстрам его столь желанный в голодное время хлеб.

 

Вот ему, 12-летнему, доверили лошадь, он развозит разные грузы в Тихвин, Озерево и другие места. Началась война. Во время бомбежек думает: «Лишь бы не убили лошадь», прячет её в овраге.

 

Вот он – стройный 15-летний подросток – решает в 1943 г. поступать в педучилище. Мальчишки поджидают его, чтобы отлупить как следует за такое решение. Весь путь от Зиновьей Горы до Пикалёва, куда эвакуировали училище из Тихвина, он идёт пешком по реке Рядань, опасаясь крепких кулаков, и на экзамен является совершенно мокрым.

 

И, наконец, жизнерадостный, стройный, высокий 18-летний новоиспечённый учитель в который раз проходит девять километров, чтобы встретить своих первых учеников в парковой школе в трудном послевоенном 1946-м, вновь любуясь белыми кувшинками в прудах и акацией, и совершенно не подозревая о том, что вернётся сюда в 1959 уже директором. О чём он думает, выбирая нелёгкую учительскую стезю? Вспоминает безвременно ушедшего этой весной отца? Сознаёт как единственный мужчина свою ответственность перед самыми любимыми и дорогими – мамой и сёстрами? Переживает, как пройдёт его первый урок? Как он будет учить детей писать, если нет тетрадей? Мог ли он предположить, что менее чем через год он будет востребован в своей первой школе в Новой Деревне как учитель начальных классов, и жить он здесь будет, и здесь же вырастет до директора. Будет готовиться к экзаменам в пединститут, закрыв голову фуфайкой, чтобы не слышать, как кричит завёрнутая в папину рубашку его новорожденная дочь Лариса. А в 1959 ему, директору, придётся возрождать старую усадьбу помещика – Пикалёвскую семилетнюю школу. В 1960 Пикалёвская парковая переедет в здание напротив пожарной части с каменными шарами перед фасадом и станет восьмилетней, а её директор свою обожаемую маму, жену, двух дочерей, а также корову перевезёт в Пикалёво. Корову, впрочем, придётся сдать, и она, уходя, будет плакать большими слезами. В 1965 Пикалёвская восьмилетняя переедет в новое здание и станет средней школой №4, и трудовая жизнь Александра Павловича достигнет здесь своей кульминации в 1983, когда станет он Народным учителем СССР.

 

 

 

Вопросы из будущего

 

Вот вы, молодой человек, провели своё детство без игр, в холоде и голоде, в тяжёлой работе на заготовке дров в лесу, на сенокосе и в поле. Представьте, что вы скажете таким же молодым, как вы, сейчас, когда выйдете на пенсию? Как вы оцените свой путь? «Я прожил чудесную жизнь!», – таков ваш ответ! А какой наказ вы, умудрённый сединами, дадите своим детям? «Жизнь очень быстро проходит, живи, наслаждайся жизнью, каждой минутой, живи открыто, жизнь – это счастье», – такой ваш наказ!

 

Но никогда не узнаете вы, Александр Павлович, как гордо школа будет носить ваше имя, как трепетно будут беречь память о вас ученики и коллеги, как до слёз будут тронуты они проникновенными словами песни в исполнении Иосифа Кобзона, сопровождающей старые фотографии из фильма «Учитель, Гражданин, Человек»: 

 

Пёрышком лёгким облако в небе летит светло.

Знаешь, дружище, нам почему-то всегда везло.

Мы испытали полною мерой крутую боль,

Не зря на яростной планете живём мы с тобой.

- Вы не пройдёте, - нам говорили, а мы прошли.

- Люди не смогут, - нам говорили, а мы смогли.

Снова дорога до горизонта белым-бела,

И вновь за нашею спиною два сильных крыла.

Нам ещё не время уставать, понимаешь?

Нам уставать нельзя.

Мы ещё не спели до конца, мой товарищ,

Нам смолкнуть нельзя!

Если постарели, то на самую малость –

Больше стареть нельзя.

Я до сих пор и во сне летаю… 

 

Вечная память.

Ольга Сапунова

по поручению педагогического коллектива Школы №4.

Дата последнего обновления страницы 18.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения